Устрицы на устричной плантации, экскурсия и банкет

Дубровник (Dubrovnik)


Дубровник (Dubrovnik) - крупнейший хорватский город и порт в Южной Далмации, "жемчужина Адриатики", который великий британский драматург  Бернард Шоу по праву назвал "раем на земле".

Один из древнейших городов Адриатического побережья, хорватский Дубровник имеет уникальнейшую и интереснейшую историю. В Средние века Дубровник был не просто городом, а городом-государством с развитой торговлей, флотом и дипломатией. Начало же истории, как водится, сокрыто за давностью веков и обросло многочисленными легендами. Самая распространенная и официальная версия возникновения города следующая.

Когда-то на месте современного курортного городка Цавтат (недалеко от современного Дубровника) существовал римский город Эпидавр. Предположительно, Эпидавр возник как древнегреческая колония. К IV веку н. э. город  уже являлся важным морским и торговым центром. В 614 году в Эпидавр вторглись завоеватели - племена аваров и славян - и разгромили его. Выжившее население бежало и спряталось в окрестных лесах, а также на скалистом островке Лаусе, что в переводе с древнегреческого означает «утес». Островок от суши отделял лишь узкий пролив, но благодаря скалистому окружению, к нему трудно было подступиться как со стороны моря, так и со стороны суши.

Эпидаврские беженцы смешались с населением островка и основали город, который получил название Раус, Рагуз или Рагусиум. Уже к IX веку Дубровник (Dubrovnik) стал хорошо укрепленной крепостью, выдержавшей 15-месячную осаду сарацин с помощью флота могущественной Византийской империи. Под византийским владычеством город спокойно развивался в течении VII-XII столетий.

В то же самое время напротив островка на суше росло хорватское поселение, окруженное дубовой рощей и потому получившее название Дубровник. Между Рагузой и Дубровником постепенно крепли торговые, дружеские и родственные связи – хорватское и романское население смешивалось, пролив между городами под воздействием морских наносов становился все мельче, и к концу XI века его просто засыпали землей. В месте, где островок соединился с сушей, теперь проходит главная улица Дубровника – Страдун.

Итак, к XII столетию оба поселения объединились, оградившись единой крепостной стеной. В XIII столетии стена опоясала также и пригородные районы, и Дубровник получил именно тот охват, в котором мы видим Старый город сегодня. Благодаря преобладанию хорватского населения к XIV веку город по духу окончательно стал хорватским. И потому именно Дубровнику суждено было стать средневековым центром хорватской культуры, и прежде всего, литературы на хорватском языке.

Дальнейшая история Дубровника, ставшего городом-государством, одним из самых маленьких, но самых сильных, независимых и успешных  в Средневековье государств Адриатического региона, уже не так покрыта мраком веков и хорошо задокументирована.

В 1032 г. Дубровник участвовал на стороне Византии в борьбе против арабов, в 1053 г. арабский писатель Идриси упоминает Дубровник как самый южный хорватский город. В 1169 г. Дубровник и Пиза подписали договор о морской торговле на Средиземном море, а к XIII столетию Дубровник уже заключил важнейшие торговые договора с другими крупными адриатическими городами – Равенной, Анконой, Ровинем, Котором и многими другими. Дубровнику также удалось стать главным торговым рынком для своих материковых соседей – государств Боснии и Сербии.

Город сохранял свое древнее романское название – Рагусиум. Впервые название «Дубровник» встречается в 1189 г. в документе боснийского князя Кулина. Городское правление в XII веке возглавлял князь, которого из своих рядов выбирали горожане. Постепенно выделилась прослойка богатых землевладельцев, в руках которых сосредоточилась власть, и Дубровник стал развиваться как типичная средиземноморская аристократическая республика.

Высокоразвитый флот и торговля с развитыми материковыми государствами и морскими портами очень быстро сделали Дубровник серьезным конкурентом могущественного соседа – Венецианской республики. Поэтому Венеция неоднократно пыталась завоевать Дубровник, и в 1205 году ей удалось навязать свое правление. Дубровчанам пришлось принять князя и епископа из Венеции, которые назначали членов Великого веча города. Но за время правления чужеземцев город не раз оказывал неповиновение венецианскому льву – распоряжения властей не выполнялись, поднимались восстания против венецианского правления.

В XIII веке началось расширение территории Дубровника. Город приобрёл остров Ластово, в 1333 году выкупил у Сербии полуостров Пелешац, а в 1345 году присоединил остров Млет.

В 1358 г. Дубровник окончательно освободился из-под господства Венеции и признал верховную власть венгеро-хорватских правителей. Они не вмешивались во внутренний уклад города, дела торговли и мореплавания, что привело город-государство Дубровник к полной самостоятельности, а древнее название Communitas Ragusina (Дубровницкая коммуна) преобразовалось в Respublica Ragusina (Дубровницкая республика). В 1399 г. Дубровницкая республика распространилась по адриатическому приморью от г. Стона до Орашаца, а чуть позже присоединила к своим владениям г. Цавтат и область Конавле.

Ориентация на морскую торговлю привела Дубровник к расцвету. Быстрый рост кораблестроения, приоритет использования в делах торговли собственного флота, торговые соглашения с Египтом, Сирией, Сицилией, Испанией, Францией сделали республику богатейшей державой Адриатики.

В 1526 г. в Мохачской битве хорватские войска потерпели поражение от турков, и дубровчане перестали платить дань венгеро-хорватскому королю. Дубровник вступил в осторожные отношения с Турцией. За свою независимость дубровчанам приходилось регулярно платить туркам дань и щедрые подарки. Зато, также как и венгеро-хорватские правители, турки не вмешивались во внутренние дела республики, что свидетельствовало о высоком уровне развития дубровницкой дипломатии.

В столетия своего расцвета Дубровник являлся аристократической республикой. Общество делилось на патрициев, «добрых граждан» и плебеев. Верховная власть была у патрициев – аристократии. Сильнейшие дворянские семьи составляли олигархию, сосредоточившую в своих руках земли и политическое управление. Хотя немногочисленная прослойка «добрых граждан» – разбогатевших торговцев – по финансовой силе была равна дворянству, фактической власти она не имела. Остальное население состояло из мелких торговцев, ремесленников, разнорабочих и моряков. В XVI веке в Дубровнике насчитывалось около 4 тысяч моряков. Был принят закон, по которому моряки Дубровника не имели права наниматься на работу на иностранные корабли, только на корабли республики. В деревнях существовало расслоение общества на крепостных крестьян, арендаторов и свободных крестьян острова Ластова. Доступ из крестьян в моряки был ограничен, чтобы избежать кризиса в сельскохозяйственной рабочей силе.

Материальное благополучие республики во многом зависело от добычи и продажи полезных ископаемых. Производство и продажа добываемого на рудниках соседних Боснии и Сербии серебра и свинца приносила огромный доход. Из порта Дубровника эти металлы отправлялись в развитые европейские страны. Богатые дубровчане арендовали в соседних государствах и приобретали в собственность рудники и шахты, организовывали производство металлов и транспортировку их во Францию, Испанию, Флоренцию и Венецию. Важной отраслью экономики было сукноделие. Торговля серебром с Испанией позволяла приобретать качественную каталонскую шерсть, которую привозили морем и перерабатывали на построенных в окрестностях Дубровника сукнодельных мастерских и красильнях. Полученное высококачественное сукно хорошо продавалось на европейском рынке.

Богатство республике приносила также развитая торговля солью, добываемой на крупных месторождениях в Стонском перешейке. Монополия Дубровника на торговлю солью с балканскими странами сохранялась столетиями. До сих пор Стонская соль высоко ценится как в самой Хорватии, так и за ее пределами.

Хотя многочисленные ремесленные мастерские Дубровника – особенно ювелирные и кожевенные – работали, в основном, на нужды горожан, эти отрасли также вносили свой небольшой вклад в международную торговлю того времени.

Торговля, судостроение и деревообработка в XV-XVI в достигли в Дубровнике невиданных высот. Постройка корабля по-дубровницки означала надежность и практичность конструкции. К середине XVI столетия Дубровник уже располагал торговым флотом в 180 кораблей грузоподъемностью в 36 тысяч телег. Дубровник стал одним из первых государств, которое уже в 1568 году издал закон о страховании морских судов, что тоже приносило городу немалую прибыль.

Как часто бывает в истории, благополучие граждан и финансовая стабильность повлекли за собой расцвет науки, искусства и ремесел, совпавший с европейским Ренессансом. До XV столетия литература в Дубровнике создавалась на латинском языке, причем весьма успешно – в 1485 году дубровницкий поэт Илия Цриевич был награжден лавровым венком в Риме. Но уже в начале XV века появились первые стихи на хорватском языке Джоно Калича. А в XVI столетии раскрылся мощный драматургический дар Марина Држича, расцвел дар барочного поэта Ивана Гундулича, написавшего знаменитую поэму «Осман» и создавшего самые прекрасные хорватские стихи о свободе. В науке прославились историки Лудовик Цриевич Туберон и Бенко Котрулич, написавшие трактат о торговле, оптик Марин Геталдич, физик, математик и философ Руджер Бошкович.

В изобразительном искусстве той эпохи созданы и великолепные образцы ренессансной живописи. До наших дней сохранились полотна Вицко и Ловро Добричевичей, Михайло Хазмича, Николы Божидаревича, свидетельствующие о высочайшем мастерстве хорватских живописцев. К сожалению, большая часть живописного наследия Дубровника пострадала или уничтожена вследствие страшного природного катаклизма, обрушившегося на город в XVII веке.

Катастрофическое землетрясение 1667 года стало самым страшным и разрушительным событием за всю историю Дубровника. Город был разрушен, в руинах и пожарах погибли тысячи горожан. Десятки зданий, романский кафедральный собор, великолепные готические и ренессансные палаццо, монастыри и костелы превратились в руины. Пострадали и корабли в порту. К счастью, крепостные стены почти полностью выдержали удар стихии.

После катастрофы город долго и трудно восстанавливался. Его облик сильно менялся. Улицы застраивались скромными и похожими друг на друга фасадами в стиле барокко, в первых этажах зданий располагались магазины, с обязательным входом «в колено». Сохранился в первозданном виде только Княжеский дворец и Палаццо Спонза. И все-таки после восстановления Дубровнику вновь удалось стать одним из красивейших городов Средиземноморья.

Дубровницкая республика перестала существовать только в 1808 году, под натиском Наполеоновских войск. С падением Наполеона возникли надежды на восстановление прежней республики, но вместо этого на Венском конгрессе было принято решение всю территорию Дубровницкой республики отдать под власть Австрийской империи. В этот период Дубровник стал провинциальным городом на задворках большой империи, хотя по-прежнему занимался торговлей и мореплаванием, но уже без былой славы и размаха.

В XX веке постепенно началось превращение Дубровника в мировой туристический центр. С середины века в городе и окрестностях стали строиться гранд-отели и крупные гостиничные комплексы. Строительство аэропорта в Чилипи в 80-е годы прошлого столетия еще более способствовало развитию туризма, а уникальная история, архитектурные и природные красоты города и окружающей местности ежегодно привлекают миллионы туристов со всего света.

В 1990-ом году Дубровник, согласно волеизъявлению его народа, вошел в состав независимой Хорватии и стал одним из важнейших ее центров. Последним испытанием для города стала югославская война в 90-х годов прошлого века, во время которой Дубровник подвергался бомбежкам и разорению. Но мужественные защитники города при поддержке миротворческих сил освободили Дубровник от захватчиков. Теперь он вновь, как и во времена своего расцвета, свободный и гордый, восхищает своей красотой и сохранившимся духом свободы без преувеличения весь мир. ­­



Объекты:

Область (Жупань): Дубровницко-Неретванская область (Dubrovačko-neretvanska županija)

Назад в раздел

загрузка карты...

Комментарии и дополнения