Загреб – столица Хорватии, административный, политический и культурный центр страны. В современном Загребе проживает свыше 700 тыс. жителей. Это главный железнодорожный узел Хорватии и точка пересечения важных европейских автомагистралей. Знаменитый университет Загреба насчитывает 33 факультета, академии с многочисленными НИИ, более двадцати музеев, восемь картинных галерей, восемь театров, концертные залы, библиотеки, зоопарк.
Город начал формироваться в XI веке, на склонах горы Медведница, в месте, где они постепенно переходят в живописную долину реки Сава. В XI веке там уже существовало поселение, о чем свидетельствует указ венгерского короля Ласло (в хорватской версии – Ладислава) 1094 г. об основании Загребского епископата – первое письменное упоминание о Загребе.
Название города, как водится, связано с легендой. Однажды уставший с дороги хорватский князь (бан) попросил красивую девушку по имени Манда принести водицы из ручья: «Душенька, загреби водички» – отсюда и пошло название города, а родник с тех пор называется по имени девушки – Мандушевац.
Вообще же Загреб сложился из двух городов, построенных на соседних холмах – Каптола и Градеца.
Первый – Каптол – строился и развивался как религиозный центр. В связи с учреждением епископата были построены Кафедральный собор, Епископский дворец и крепостная стена вокруг них. Под защитой городских стен стали селиться каноники, послушники, монахи различных христианских орденов, мелкие торговцы и другие жители.
На соседнем холме к западу от Каптола возник другой город – Градец. Изначально Градец появился как торгово-ремесленное поселение. Городской стеной его обнесли по приказу другого венгерского короля, Белы IV, бежавшего от турков и укрывшегося в этом городе. Золотой Буллой Бела IV подарил Градецу статус свободного королевского города, что дало толчок к развитию его как центра торговли и светской жизни.
В низине между холмами, недалеко от легендарного родника Мандушевац, сформировалась общая для обоих городов Ярмарочная площадь. В Средние века города быстро обрастали пригородами, особенно в период турецких завоеваний XV – XVI вв., когда благодаря постоянному притоку беженцев население их стремительно увеличивалось. Вместо того, чтобы мирно соседствовать, Каптол и Градец находились в постоянной борьбе за главенство, которая приводила порой к вооруженным конфликтам. Каптол постепенно стал церковным центром всей Хорватии благодаря сильному епископату, тогда как светская власть Банской Хорватии все больше сосредоточивалась в Градеце благодаря мощному дворянству. В XVI в. вокруг Кафедрального собора в Каптоле были выстроены дополнительные ренессансные укрепления, в Градеце в эпоху барокко активно строились дворянские палаццо. Поэтому значительная часть Старого Загреба выдержана преимущественно в стиле барокко.
Объединение городов в единый свободный королевский город произошло в 1850 г. согласно Императорскому указу. После этого город стал спускаться с холмов в долину реки Савы, и началось строительство Нижнего города.
В 1862 г. через Загреб прокладывают железную дорогу, соединившую его с Веной и Средней Европой. Построили сначала Западный вокзал, а позже, в 1890-1891 гг. в центре Нижнего города выросло здание Главного вокзала. В конце XIX века архитектор Милан Ленуци создал проект взаимосвязанных площадей и парков, по форме напоминающий большую подкову. Ее назвали «Зеленой подковой» благодаря обилию зелени. «Зеленая подкова» соединяет важнейшие культурные и архитектурные памятники – здание Ректората Загребского университета, Хорватский народный театр, несколько музеев, Национальную библиотеку и другие важные здания, а также ряд живописных площадей – Короля Томислава, Штросмайера, Шубича Зриньского. Зелень, фонтаны, в прохладе которых можно укрыться от жары, красивые скульптурные композиции сделали эти парки и площади излюбленным местом отдыха горожан и туристов.
К 1880 г. относится сильное землетрясение, после которого многие здания были разрушены или сильно пострадали. Ведущая роль в восстановлении старинного Загреба принадлежит архитектору немецкого происхождения Герману Бале. Ему удалось реконструировать почти полностью разрушенный Кафедральный собор в неоготическом стиле, создать комплекс главного городского кладбища Мирогой.
В период между двумя Мировыми войнами в Загребе выросла крупная промышленная зона. В 50-х годах прошлого века построили комплекс Загребской ярмарки, и застройка перешла на другой берег реки Савы. К концу XX века разрослась пригородная зона – кольцо городов вокруг Загреба – Самобор, Дуго Село, Велика Горица и другие.
В настоящий момент Загреб является одним из красивейших городов Восточной Европы, активно посещаемых туристами.
Загреб разделен на 17 районов (gradska četvrt):